История трёх монахов, живущих в уединении горного монастыря над
современным городом. Это необычное экзистенциальное кино о трёх людях –
мальчике, мужчине и старике. Расположившись на лоне безграничной
природы, герои сталкиваются с испытаниями, присущими их стадиям бытия: у
мальчика – взросление, у мужчины – созревание, у старика – умирание.
Чувствуя приближение смерти, старик хочет избавить учеников от прошлых
связей с внешним миром и указать путь к просветлению.
© El Residento
Пэ Ёнгюн
снимал фильм почти десять лет, с начала
восьмидесятых. Был он самоучкой – художник-живописец, выпускник
парижской Сорбонны, он взялся снимать кино самостоятельно и за свой
счёт, с непрофессиональными актёрами, выступив тут режиссёром,
сценаристом и оператором единственной имевшейся в его распоряжении
кинокамеры. Тем и более удивительным кажется получившийся результат –
каждый кадр тут выверен до совершенства, каждая мизансцена просчитана до
мелочей, и медленный, медитативный темп повествования – сознательный
выбор этой буддийской притчи, построенной на принципе кольцевого
повествования. «Бодхидхарму» часто сравнивают с шедевром Ким Ки-Дука
«Весна, лето, осень, зима… и снова весна», и влияние Пэ Ёнгюна тут
очевидно – как тематически, так и в образах, символике и визуальной
эстетике.
«Почему Бодхидхарма ушёл на Восток?» – первый
южнокорейский фильм, который получил театральный прокат в США, завоевал
призы на фестивале в Локарно и Каннах. После него на Пэ Ёнгюна
посыпались предложения снять что-то ещё от кинокомпаний нескольких
стран, но он не стал отступаться от своих творческих принципов, – и
провёл следующие шесть лет за съёмками камерной драмы с
труднопереводимым названием «검으나 땅에 희나 백성» (за рубежом этот фильм
получил сильно упрощённое название «Люди в белом»). После вышедших в
1995 году «Людей в белом» Пэ Ёнгюн ушёл из кино, а с начала 2000-х
вообще не появляется на публике, зарабатывая на жизнь преподаванием в
буддийском университете в Сеуле.
© El Residento